много комментариев

Университет или институт?

Для того, чтобы получить образование где бы то ни было, надо точно знать, что даёт та или иная форма обучения. Особенно актуален этот вопрос, если вы учитесь заграницей: надо точно знать, куда идёшь и что хочешь получить в итоге. Не так давно я столкнулся со словарной проблемой: в странах постсоветского пространства университет и институт – практически аналогичные понятия, а вот в Германии между ними существует тонкая, но грань. Эта разница детально описывается на немецких сайтах, но в рунете внятное объяснение найти довольно проблематично.

Для тех, кто любит всё и сразу: в институте делается упор на практику, в университете – на научную деятельность.

Для тех, кому интересны детали, написана эта статья. Сразу хочу заметить, что сравниваются университет и политехнический институт. В Германии существуют также художественные училища и духовные семинарии, но их различия от университета очевидны. Первые — для художников, вторые — для пап римских.

Пусть вас не вводят в замешательство немецкие термины. Hochschule ≠ Universität, равно как и Fachhochschule Hochschule. Скажем так, Hochschule — обобщённое понятие всех высших учений заведений, а университеты и все прочие — просто отдельные виды ВУЗов. В силу своего невежества многие используют вместо Fachhochschule (политехнический институт) понятие Hochschule (ВУЗ в целом), поэтому если читатель столкнётся со спорящими немцами, которые будут выяснять, что лучше: Hochschule или Universität, то он может авторитетно заявить, что они – невежды, неучи и ничего не смыслят в своей образовательной системе.

С момента стандартизации всех высших учебных заведений под единую форму обучения (бакалаврат и магистратура) дипломы университета и института официально приравнены друг к другу. Но, как говорится, Москва не сразу строилась: разница всё же есть, и её видят в первую очередь работодатели.

Университет

В большинстве своём университеты предлагают обширный ассортимент специальностей, которые студент может получить по окончанию обучения. Например, на профессию врача, судью или учителя гимназии можно учиться только в университете. Также они позволяют студентам самостоятельно формировать график обучения, например, выбирать количество лекций в день. Это предоставляет возможность особо прилежным студентам заканчивать год обучения за, скажем, семестр за счёт интенсивной учёбы. Параллельно с академическим образованием студенты занимаются проведением исследований, зачастую привязанных к актуальным проблемам и задачам исследований. Обучение в университете полностью базируется на самоконтроле и внутренней мотивации получать знания.

Университет Мартина-Лютера, г. Галле

Университет Мартина-Лютера, г. Галле

По окончанию университета чаще всего у студента нет чёткого видения своей карьеры. Он может относительно свободно строить свою дальнейшую судьбу, что можно рассматривать как достоинство, так и как недостаток. За счёт этого студенты учатся принимать самостоятельные решения, думать головой и без сторонней помощи планировать свою жизнь. Они получают разносторонние знания и развивают независимое мышление. Кроме того, только в университетах можно получить докторскую и учёную степень.

После получения степени бакалавра, учащийся имеет права перейти в институт и там продолжать уже начатое обучение.

Основными характеристиками университета являются:

  • Упор на самоорганизацию студентов
  • Большой выбор специальностей, настраиваемое расписание занятий
  • Обмен знаниями на пленумах и семинарах
  • Фундаментальные теоретические знания, минимум ориентированных на практику дисциплин
  • Меньше экзаменов, как следствие — больший объём спрашиваемого на них материала

(Политехнический) институт

В отличие от древних университетов, первые институты появились только в начале 60х годов. Вначале предлагались только технические направления, чуть позже появились экономические и социалпедагогические предметы. Сегодня выбор существенно расширился, но всё ещё уступает университетскому. В институтах можно учиться даже с профориентированным аттестатом (Fachabitur), который можно получить после 12го года школы или гимназии, пройдя при этом связанную с производством практику.

Большое преимущество институтов заключается в постоянном контроле успеваемости студентов. В конце каждого семестра проводятся экзамены. Расписание занятий тоже фиксировано, что заставляет студентов учиться, а не растягивать обучение на неопределённо долгий срок, как это возможно сделать в университете.

Как правило, учёба в институте короче, чем в университете, и является более привязанной к практике. На курсах рассматриваются взятые из жизни случаи, ведётся сотрудничество с реальными предприятиями и два семестра практики на предприятии являются, как правило, обязательными. За счёт меньших, чем в университетах, групп, в институте создаются особые дружеские отношения между студентами и профессорами, что улучшает успеваемость учащихся. В зависимости от выбранного направления, учеба занимает от 6 (бакалаврат) до 10 (магистратура) учебных семестров.

Студенты институтов тоже имеют возможность получить докторскую степень. Для этого им необходимо найти профессора из университета, так как только они могут давать докторскую степень. Обычно это удается немногим и с трудом. В качестве компенсации, институт дает своим студентам право после получения степени бакалавра продолжить учебу в университете.

Основными характеристиками института являются:

  • Чёткие временные рамки и структура обучения
  • Многие учителя сами занимаются бизнесом
  • Инновационная система обучения, активная поддержка студентов
  • Тесная коммуникация преподавателей и студентов
  • Стабильная практика и семестр обучения заграницей
  • Обмен профессиональными знаниями
  • Богатое оснащение новых институтов
  • Большое количество экзаменов, как следствие — меньший объём спрашиваемого на них материала

Что думают работодатели?

На данный момент среди работодателей нет определённого тренда по предпочтению студентов из того или иного учебного заведения, так как прошло ещё не так много времени с момента введения новой образовательной системы. Определяющим фактором является в первую очередь специальность студента.

Официально заявляется, что с 2002 года степени магистра и бакалавра, полученные в институте и университете, равны между собой. Многие работодатели отдают предпочтение в пользу институтов, потому что, по их мнению, студенты институтов уже имели дело с реальной работой и могут внедрятся в жизнь предприятия без прохождения испытательного срока. Несмотря на это, выпускники университетов в среднем на сегодняшний день более востребованы. Для некоторый предприятий решающим фактором являются полученные претендентом оценки.

Но, как это было испокон веков, большинство предприятий не интересует ВУЗ, который заканчивал претендент. Их интересуют личные качества, заинтересованность в их бизнесе и социальные навыки, поэтому не стоит боятся дискриминации. Хорошие специалисты нужны и востребованы везде.


Отмеченные звёздочкой поля обязательны к заполнению.
Хотите поступить в Германию, но не можете до конца разобраться с перспективами? Мы можем помочь. Заполните форму ниже, чтобы получить компетентную помощь от наших экспертов.
Оставить комментарий

Комментарии к «Университет или институт?»


  1. Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg() in /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-content/themes/mainstream/includes/theme-comments.php:65 Stack trace: #0 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-content/themes/mainstream/includes/theme-comments.php(20): the_commenter_link() #1 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-includes/class-walker-comment.php(174): custom_comment(Object(WP_Comment), Array, 1) #2 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-includes/class-wp-walker.php(145): Walker_Comment->start_el('', Object(WP_Comment), 1, Array) #3 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-includes/class-walker-comment.php(135): Walker->display_element(Object(WP_Comment), Array, '10', 0, Array, '') #4 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-includes/class-wp-walker.php(370): Walker_Comment->display_element(Object(WP_Comment), Array, '10', 0, Array, '') #5 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-includes/comment-template.php(2097): Walker->paged_walk(Array, '10', 0, 0, Array) #6 /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-content/themes/mainstream/comments in /home/elenaspi/studieren.ru/www/wp-content/themes/mainstream/includes/theme-comments.php on line 65