Диплом или бакалавриат?
Небольшое вступление. До введения Болонского процесса в Германии были свои, давно установленные правила получения высшего образования, в частности — диплом. Во избежание дальнейшей путаницы: «диплом» в понимании немцев — это такая же академическая степень, как и «бакалавр». Другими словами, «диплом» как форма образования — это не государственная бумага, выданная по окончанию обучения, а отдельно стоящая учёная степень. В течении 2-4 семестров учащийся получал базовые знания и преддиплом (Vordiplom), а по окончанию 4-6 семестров основного обучения (Hauptstudium) сдавал большой устный или письменный экзамен на получение диплома. Аналогом этого диплома в наши дни является степень магистра.
После начала стандартизации образования при помощи Болонского процесса, ФРГ обещало к 2010му году перевести все высшие учебные заведения на новые формы обучения, но что-то пошло не по плану: сегодня многие университеты и институты Германии по-прежнему предлагают абитуриентам поступать на диплом, а сам процесс предположительно завершится в 2020м году.
Плюсы
Преимущество традиционных форм обучения очевидно: они привычны и понятны каждому жителю ФРГ, в том числе — многим работодателям. Диплом — признанная, сформированная и отточенная годами форма обучения, давно завоевавшая уважение и авторитет. Студенты, учащиеся на диплом, идут по хорошей, проторенной дороге: их учат так же, как и их предшественников, в отличие от тех, кто хочет получить степень бакалавра — их часто используют как подопытных кроликов: для отработки новых методов и программ обучения. На основании ошибок, допущенных с первым потоком студентов, будет улучшаться качество обучения каждого следующего, что в последствии создаст не совсем равные шансы на рынке труда для выпускников одного и того же высшего учебного заведения.
Помимо этого те, кто получает диплом в технической или правовой специальности, гарантировано будут более востребованы у работодателей. Дипломникам доверяют больше, а новые формы обучения приживаются в этих отраслях особенно медленно. Виной тому — сокращённое время обучения, что для многих является синонимом «ухудшения качества образования». Тем ни менее, ни подтверждений, ни опровержений этим предрассудкам на данный момент не существует.
Минусы
Недостаток диплома заключается в том, что эта форма обучения рано или поздно окажется вымершей. Уже сейчас многие студенты жалуются на то, что требования ВУЗов, которые с каждым годом становится сложнее выполнять, равно как и выбор специальностей, принимают всё больше и больше тот вид, который требует Болонский процесс. Так, например, у каждого учащегося есть право заканчивать обучения с той академической степенью, с которой они его начали. Но тут студенты, шедшие на получения диплома, оказываются полностью зависимы от доцентов, которые и принимают окончательное решение, предоставлять ли возможность проведения экзамена на получение диплома. Учитывая то, что Болонский процесс продолжает набирать обороты, эта проблема будет обостряться и в дальнейшем.
Сальдо
Итак, что же делать несчастным студентам? Довериться порядочности ВУЗа и получать диплом или, смело смотря в будущее идти учиться на бакалавра? Конечно, каждый решает сам для себя. С одной стороны — относительная уверенность в будущей карьере, с другой — широкие перспективы и универсальность полученного диплома.
Другими словами, бакалавриат открывает двери в мир, диплом же ограничивает все дороги пределами ФРГ, точнее — самой консервативной её части.