Германия, Мюнхен
Viber, Whatsapp +49 176 379-114-33

много комментариев

Учеба в Германии во время короны: как это происходит

Очерки читателей Студенчество Университет

Ежегодно в Германию устремляются сотни тысяч иностранных студентов, каждый из которых давно нарисовал в голове яркую картинку веселой студенческой жизни в Европе, с нетерпением ждет первого знакомства с кампусом и встречи с одногруппниками. И как будто бесконечного сбора документов и мучительного ожидания визы было недостаточно, на пути абитуриентов встал коронавирус, и вместе с ним миллион вопросов о том, как проходит дистанционное обучение в немецких вузах. Помочь разобраться с этим мы попросили Полину, студентку из России Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (ЛМУ).

На кого и как давно ты учишься в ЛМУ?

Я обучаюсь в магистратуре по программе «Восточно-европейские исследования» и в ноябре начинаю третий семестр. Программа у нас междисциплинарная, я выбрала для себя политологию и историю.

Нравится ли тебе учеба в этом вузе в общем и целом? Как бы ты оценила уровень преподавания и организацию процесса обучения?

Планируя поступление, я металась между четырьмя вузами, но в итоге довольна, что остановилась именно на ЛМУ. Конечно, нужно привыкнуть к иной системе обучения. В России содержание учебной программы полностью определяется деканатом, а расписание составляется централизовано для потока. У меня в бакалавриате даже не было возможности выбрать иностранный язык, а курсы по выбору были «добровольно-принудительные». В Германии я отправилась в свободное плавание: сама выбрала интересные для меня предметы и сама составила свое расписание. Например, можно устроить себе выходной посреди недели, или выбрать конкретного преподавателя, если есть несколько семинарских групп. Поначалу я сильно переживала, потому что по сути ответственность за итоговое содержание обучения полностью ложится на плечи студента. Но все же изучать то, что тебе действительно интересно, гораздо приятнее.

Отдельно скажу о преподавателях. Приятно удивила их заинтересованность в открытом диалоге со студентами. Например, перед началом семестра один из преподавателей спросил всех участников семинара, какие темы и страны были бы нам особенно интересны, чтобы он подкорректировал план семинарских занятий.
Содержание курсов тоже не перестает радовать. Большинство семинаров проводятся на актуальные темы, длятся один семестр и больше не повторяются. Это всегда порождает проблему выбора, хочется успеть все и сразу, но зато практически нет предметов, которые монотонно читаются по старым учебникам, что особенно важно для общественных наук.

студент в германии

Летний семестр 2020 был необычным, многие вузы перешли на онлайн-обучение. Как это проходило у тебя?

Весь летний семестр мы также провели онлайн. Я очень скептически отношусь к дистанционному обучению, и поначалу страшно расстроилась. Но потом оказалось, что преподаватели и студенты быстро адаптировались, и у нас получился полноценный семестр.

Семинары проходили в режиме реального времени в Zoom. Конечно, сначала живая дискуссия не клеилась, никто не решался заговорить первым, ведь очень необычно постоянно видеть свое изображение на экране и говорить в микрофон, но все это дело привычки. Со временем и преподаватели освоили все возможности программы: например, функция «сессионные залы» позволяет создать небольшие группы, где студенты могут без наблюдения преподавателя обсудить вопросы и подготовить совместный ответ. Тяжелее мне давались языковые курсы: когда в группе больше 10 человек, процесс обучения затягивается.

Кроме того, сложно завязать новые контакты и познакомиться с другими участниками семинара. Дело в том, что в Германии нет понятия академической группы, и на каждом семинаре оказываешься с незнакомыми людьми, иногда даже с разных факультетов. Так что часто и не знаешь, у кого переспросить, если что-то не понятно, а уж тем более – дискутировать с незнакомыми собеседниками. Мне в этом плане повезло: на мою программу все же набирается небольшая группа, с которыми пересекаешься на том или ином семинаре, так что всегда есть с кем обсудить лекции.

Еще одна платформа, которую использует ЛМУ для онлайн-обучения –это Moodle. Преподаватели выставляют всю информацию и необходимые материалы для каждого курса. В эту программу переместились лекции, которые выкладывались как видеофайлы или конспекты с аудио-комментариями. Большой плюс, что лекции не привязаны ко времени, их можно слушать когда удобно или переслушать непонятное место, что особенно актуально для иностранных студентов. Кроме того, некоторые преподаватели организовывали онлайн-семинары в Moodle. Например, мы должны были записать по группам видео-рефераты, а затем происходила обязательная дискуссия в форуме.

учиться в германии онлайн

Конечно, многое зависит от технических навыков самого преподавателя, но и здесь университет отреагировал оперативно. Если видео-лекции в Техническом университете Мюнхена это уже само собой разумеющееся, то ЛМУ здесь пока новичок. На историческом факультете быстро организовалась группа инициативных студентов, которые обрабатывали материалы для лекций и помогали преподавателям с созданием презентаций или видеозаписью лекций.

Наши экзамены тоже проходили онлайн в формате «открытой книги». То есть разрешалось пользоваться всеми доступными материалами. Но радоваться особо не пришлось: на выполнение заданий давался один час, и этого катастрофически мало, чтобы сформулировать развёрнутый ответ на немецком.

Что показалась тебе наиболее сложным в плане организации онлайн-семестра?

Главная проблема – это доступ в библиотеки. Учиться в немецком вузе без библиотеки невозможно: постоянно нужна специализированная литература, да и сконцентрироваться на учебе гораздо легче. Мне нравится, что читальные залы открыты до 10 вечера, и даже в воскресенье можно спокойно позаниматься – конечно, если найдется свободное место.

После полного закрытия библиотек, университет со временем постарался найти выход из ситуации, и специализированные библиотеки выдавали книги на дом. Но положение остается непростым. Сейчас попасть в читальный зал можно только по предварительной регистрации, и если речь идет о государственной библиотеке, а не университетской, то подумать об этом нужно минимум за неделю. Часы работы тоже сократились: в 5-6 вечера библиотеки уже закрываются.

библиотека германия

Какие особенности есть у онлайн-обучения на твой взгляд?

Во время онлайн-обучения у преподавателей и студентов теряется ощущение времени, и в итоге сильно возрастает нагрузка.

Обычно время лекция ограничено: у преподавателя есть 90 минут, чтобы объяснить какую-либо тему. Онлайн у преподавателей есть возможность вставить огромное количество дополнительных материалов (ссылок, видео), и в конечном итоге лекция растягивается на пару часов. Кроме того, при отсутствии регулярных семинаров многие преподаватели требуют сдавать небольшие письменные работы каждую неделю, что, конечно, занимает гораздо больше времени, чем просто подискутировать на занятии.

Да и сами студенты иногда переоценивают силы. Кажется, когда не надо тратить время на дорогу, можно составить расписание поплотнее, взять побольше курсов – и в итоге не хватает времени на подготовку. Ну и конечно, еще большую роль играет самодисциплина, особенно это касается лекций. Ведь когда есть возможность отложить их прослушивание на потом, всегда найдутся более увлекательные занятия.

Нравится ли тебе формат дистанционного обучения? На твой взгляд, это эффективнее лекций по месту или в аудитории учиться лучше?

Я рада, что университету успешно удалось организовать обучение онлайн, но всё же страшно хочется вернуться в аудиторию. Мне кажется, дистанционное обучение расслабляет: никто не может заставить тебя включить камеру, так что всегда велик соблазн остаться в пижаме под одеялом и пассивно слушать, что происходит в Zoom.
Кроме того, помимо классических занятий, учеба в Германии – это также различные проекты, летние школы, практики. Все это стало гораздо менее доступным. Мы сейчас стараемся завершить групповой проект, и постоянно возникают проблемы с коммуникацией и координацией, не говоря уже о всяческой потере мотивации.

онлайн учеба германия

Я думаю, ничто не может заменить дискуссию, живое взаимодействие с преподавателем и общение с друзьями. К концу семестра мы так устали от Zoom, что воспользовались ослаблением ограничений и провели последние семинары на свежем воздухе, в парке.

Уже известны планы университета на ближайшие семестры? Будет что-то меняться?

Официально зимний семестр 2020/2021 назвали гибридным, то есть часть курсов будут проходить онлайн, другие – в обычном формате в аудитории. Насколько я поняла, возврат в аудитории прежде всего касается таких направлений подготовки, как медицина, биология, химия, где также необходим доступ к лабораториям.
Мой факультет – институт политологии – еще в конце прошлого семестра принял решение, что мы остаемся онлайн, так как в старых зданиях университета сложно найти достаточно большую аудиторию, которая бы отвечала всем санитарным нормам.

Тем не менее, дистанционное обучение – не повод ставить крест на студенческой жизни в Германии. По-прежнему можно встречаться с друзьями, пусть и небольшими группами, есть возможность договориться с преподавателем о личной встрече, да и университет, я думаю, будет искать все новые пути выхода, чтобы как можно эффективнее и удобнее организовать процесс обучения.

Есть ли у тебя советы по самоорганизации для тех, кто вынужден так же учиться в университете в режиме онлайн?

Когда собираешься на учебу в Германию, важно взять за правило планировать все заранее. В условиях коронавируса это, пожалуй, стало еще важнее, так как решение любого организационного вопроса занимает гораздо больше времени.

Кроме того, лучше не откладывать прослушивание лекций, иначе все это копится как снежный ком, и можно быстро потерять общую картину.

Но, наверное, самое главное, стараться постоянно работать на семинарах в Zoom, пересиливать себя, активно участвовать в обсуждении. В таком случае не так быстро теряется концентрация, а результат обучения вполне сравним с классическими занятиями в аудитории.

Рассылка от Штудирен

  • Интересные статьи и лучшие новости
  • Акции и специальные предложения
  • Никакого спама и возможность отписаться
Оставить комментарий

Комментарии к «Учеба в Германии во время короны: как это происходит»

  1. Эллеонора 20.02.2021 в 08:12

    Здравствуйте, если школьник после окончания школы нигде не работал и не учился
    2 года, снизятся ли его шансы при поступлении в Studienkolleg?

    • Борис 11.03.2021 в 18:45

      Нет, останутся точно такими же :)


Оставить комментарий