Продуктовые дисконт-магазины
Каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, приезжая в чужую страну, в первую очередь сталкивается с проблемой покупки продуктов питания. В этой статье я расскажу о таком замечательном явлении в Европе, в частности, в Германии, как дисконт-магазины. Первые магазины с дешёвыми продуктами питания и/или вещами появились на заре 20 века и с того момента было сформировано определённое число ведущих сетей магазинов, раскиданных не только по территории ФРГ, но и по всему ЕС.
Aldi
Названия этого дисконтера расшифровывается как Albrecht-Discount. Сеть магазинов берёт своё начало в 1913м году с небольшого семейного магазинчика Анны Альбрехт, матери Карла и Тео Альбрехта, в Эссене. После второй мировой войны братья переняли бизнес и начали стремительную экспансию по Германии. В 1960м году общее предприятие было разделено на Альди Север и Альди Юг, но до 1961го года обе фирмы оставались просто продуктовыми супермаркетами. Примерно в это время обостряется кризисное положение компании и после долгих экспериментов с ассортиментом продукции браться придумывают нечто абсолютно новое: понятие дисконтера. Фирма переименовывается в Aldi (по первым буквам слов первоначального названия).
Что представляет из себя Aldi в наши дни? Это — сеть магазинов общего типа, с упором на продукты. Ассортимент вполне стандартный для такого формата: дешёвые товары по периметру и на стеллажах (все продукты запечатаны в оптовые пачки, от чего поначалу складывалось впечатление, что ходишь по складу, не заметив вывески «только для персонала» на входе), преимущественно посередине торгового зала один-два дополнительных стенда или тележки с электроникой и одеждой. Там выставлены так называемые шнэппхен (Schn?ppchen). Они меняются примерно раз в неделю и, как правило, довольно быстро раскупаются. Во время этих акций можно купить довольно дешёвые и некачественные вещи, которые больше подходят для одноразового применения, чем для постоянного использования. Например, купить кроссовки за 2 евро или женский осенний плащ за 6 евро не составит особого труда. Прослужат они, ясное дело, совсем недолго.
Оригинальность Aldi заключается в том, что магазин настолько дешёвый, что плитка, обои и потолок ужасно отделаны, холодильные стенды с колбасами, сырами и молочными продуктами — самые дешёвые и так далее. Экономится на всём, на чём только можно сэкономить, равно как и не тратится лишних денег ни на что, что не приносит прибыль: несмотря на откровенную бедность интерьера, на входе всегда достаточно тележек для покупок. На чеках пишут минимум текста, но зато на каждом красуется огромный логотип и так далее.
Netto Marken-Discount
С Netto дела обстоят иначе. Эта фирма неоднократно продавалась и перепродавалась разными компаниями, а её основатель Майкл Шелз ушёл от управления предприятием в 2004, полностью продав своё детище. На сегодняшний день Netto — законное дочернее предприятие концерна Edeka, о котором я расскажу в последующих статьях подробнее. Компанию трудно не назвать успешной: чуть больше, чем за 80 лет с момента открытия первого филиала (под именем SuDi — SuperDiscount), она разрослась до более 4000 магазинов по всей Германии.
Netto — приятный магазин с практически самыми низкими ценами. У них получилось удержаться на грани «дёшево и сердито», не впадая в крайности «дёшево и плохо» или «хорошо, но дорого». Основной плюс Netto — наличие биопродуктов. Что такое биопродукты? Об этом мало кто знает. Говорят, что такие продукты выращиваются естественным способом под контролем специальных организаций, хотя никто не может заявить с уверенностью 100%, что это на самом деле так. Как бы то ни было, обычно эти продукты стоят в 2-3 раза дороже обычных. В Netto наблюдается феномен: несмотря на заявленное высокое качество, цены на уровне обычных, не-био аналогов. Netto занимается сбором пожертвований на благотворительность. Только у них можно купить картошку на 10 центов дороже, на которой написано, что эти 10 центов обязательно пойдут на развитие сельского хозяйства ФРГ.
Также Netto уделяет особое внимание таким тестам продукции, как DLG. На каждом третьем продукте можно заметить метку «Золотое соотношение цена-качество», реже — серебряное, бронзовое или отсутствие метки вообще. Как и Edeka, Netto предоставляет свою мобильную связь (NettoKOM) по смешным ценам, но об этом — позже.
Отдельного внимания заслуживает стеллаж «сильно уценённое». Там стоят товары, которые по каким-то причинам сняты с нормальной продажи (просроченный срок годности, повреждения упаковки, отсутствие спроса и т. д.). За 15-20 центов с этого стенда можно купить литровую бутылку газированного напитка вроде Кока-Колы. (однако лично я ни разу не видел, чтобы с этого стеллажа кто-то что-либо покупал — прим. автора).
Чеки, в отличии от Aldi, максимально сжаты и информативны. Для некоторых продуктов пробивается даже вес и количество (в виде «х2», «х3»), что существенно облегчает анализ расходов для, например, домашнего финансового учёта.
Lidl
Компания Lidl была основана на два года позже, чем Netto, но сегодня является гораздо более процветающей сетью, несмотря на то, что в 1944м году Lidl был полностью уничтожен. Сегодня фирма является развитой настолько, что её считают главным конкурентом Aldi. Создатель Lidl’а перенял у последнего практически всё: интерьер точно напоминает склад (продукты в ящиках, дешёвая плитка и освещение), ценники на товарах внешне напоминают таковые в Aldi, ценовая политика в общих чертах одинаковая.
Сеть филиалов Lidl распространилась по всей Европе, основная цель компании — экспансия в максимально возможное число стран. Как и на Netto, Lidl часто критиковался и критикуется за плохое отношение к сотрудникам, в частности — за неподобающие условия работы, однако это не помешало предприятию создать частный бренд Фэйрглоб (Fairglobe). Под этим названием продаются «элитные» продукты, которых отличает в первую очередь дизайн и цена. За счёт заработанных денег фирма обещает «создать адекватные условия работы фермерам в развивающихся странах», из которых поступают ингредиенты для этих самых продуктов. Инициатива похвальна, но весьма сомнительно, что деньги идут куда нужно, если на условия работы жалуются даже сотрудники. – прим. автора.
Пожалуй, про Lidl можно сказать, что цены на продукты у них совсем не «дисконтные»: отдельные позиции стоят дороже, чем в крупных супермаркетах. Экономия Lidl на расходных материалах переплюнула обе вышеописанные компании : помимо того, что они не такие широкие, как у Aldi, на них ещё меньше краски, чем у Netto. Они даже не печатают логотип, слово Lidl пробито тем же шрифтом, что и наименования купленных товаров.
Norma
Про эту фирму я впервые узнал работая над этой статьёй. Сказать, что Norma слабо представлена в нашем городе — ничего не сказать. В Европе насчитывается всего 1300 их филиалов. Основана она была в 1921, то есть была первым последователем пути Aldi. Ассортимент опирается в первую очередь на продукты ежедневной надобности и продуктах местного производства (особенно в восточной Германии и Австрии).
В моём городе ближайший филиал я нашёл в самом бедном районе, который отстраивался коммунистами (и, как следствие, представляет из себя шедевр безвкусицы). Он похож на Aldi точно так же, как и Lidl, но цены и правда предельно низкие. Посередине торгового зала стоит не один ряд с акционными продуктами, а два (они занимают около 40% всего пространства). Пожалуй, самое главное, что отличает этот магазин от аналогичных — автоматические двери на входе, предельно узкие проходы между отдельными рядами (два человека могут разминуться только сильно постаравшись) и урна в зале. Хотя Lidl эту особенность давно заметил, и в некоторых филиалах последнего тоже можно найти круглую урну общего предназначения. А вот чего я в NORM’е не нашёл, так это автомата для приёма пустых бутылок. Возможно, их можно сдать на кассе, как в нижеописанном дисконтере, но для меня это так и осталось неизвестным.
NP Niedrig-Preis
Как и Netto, является дочерним предприятием Edeka. От вышеперечисленных дисконтеров её отличает только более широкий ассортимент хлеба и овощей с фруктами. Каждую субботу в магазине проходит одна дополнительная акция на так называемый «продукт выходного дня». Пространство под акционные продукты сведено к минимуму и чаще всего ограничивается кухоннобытовыми товарами. В отличии от Aldi, обычно тут не найти обуви или одежды. От идеи магазина-склада данная фирма унаследовала только отдел с напитками: вода, спиртное и газировки располагаются в оптовых упаковках. Но в данном случае такой подход оправдан: многим удобнее купить за один раз ящик пива. Или упаковку минеральной воды.
В остальном ассортимент слишком скудный даже для дисконтера, хотя возможности купить абсолютно всё, что нужно для полноценного питания, не предоставляет ни один из вышеперечисленных магазинов и компаний. Чаще всего покупки нужно компоновать (часть покупать в одном магазине, часть — в другом) или ездить за едой в супермаркеты. Последние зачастую неудобно расположены для тех, кто по каким-то причинам не обзавёлся собственным автомобилем. О том, как и где совершать покупки — в следующих статьях. В качестве наглядного сравнения сетей — небольшая сравнительная таблица цен.
Aldi | Netto | Lidl | Norma | NP | ||
Яблоки | 1 кг | 1,00 € | 1,00 € | 1,25 € | 1,49 € | 1,00 € |
Апельсины | 1 кг | 0,72 € | 0,70 € | 0,74 € | 0,80 € | 0,79 € |
Мёд | 1 л | 4,38 € | 4,38 € | 5,38 € | 4,58 € | 4,38 € |
Сыр гауда | 1 кг | 5,50 € | 4,72 € | 4,87 € | 4,79 € | 4,73 € |
Масло | 1 кг | 2,30 € | 2,18 € | 2,20 € | 4,50 € | 4,60 € |
Макароны | 1 кг | 1,18 € | 1,64 € | 1,05 € | 0,78 € | 1,98 € |
Хлеб | 1 кг | 0,98 € | 0,99 € | 0,98 € | 0,98 € | 0,98 € |
Для бедных вечно голодных студентов это то, что надо :)
Спасибо за статью!
пожалуйста!
студенты, знающие где и что покупать, всегда будут сытыми и при деньгах ;)
REWE забыл ещё =)
Не знал, что ещё и такие есть :-) Дополним-с
REWE – один из дорогих магазинов
Спасибо за пост! Сколько же времени надо тратить, чтобы вести такой блог, да еще на таком высоком уровне.. Добавил в закладки, жду новых статей!
Статья хорошая, но прочитав её сложилось впечатление, что автора больше волнует история основания магазинов и внутренняя отделка,дизайн, о качестве товаров так в итоге ничего и не поняла.
Простите не правильно выразилась О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКТОВ ничего не поняла..
Качество продуктов зависит не только от сети, которой принадлежит дисконт-магазин, но зачастую даже и от филиала. Пока мне не попадался магазин хуже Norma или Aldi по среднему качеству единицы продукции. Лучшим — на мой взгляд — дисконт-магазином на сегодня является Lidl.
Penny мне больше нравился.
Добрый день. Не подскажите в каком из суппер маркеров лучше и выгоднее покупать продукты оптом для перевозки в другую страну?
Такие продукты как: колбаса,сыр , сладости,бытовая химия, консервация,кофе,чай? Спасибо.