Германия, Мюнхен
Viber, Whatsapp +49 176 379-114-33

много комментариев

Притча о том, как я в университет поступал. Эпизод III: Хэппи энд

Поступление Университет

Статья, завершающая трилогию о моём поступлении в немецкий ВУЗ. В ней не будет убийств, предательств или государственных переворотов, но, тем ни менее, она насыщена событиями не хуже любого американского блокбастера.

Забегая вперёд, открою вам тайну: слово «университет» в названии статьи — гипербола, так как, в конечном счете, я поступил в институт. Но давайте обо всём по-порядку.

По получению аттестата из штудиенколлега первой неожиданностью стала новость о том, что он действителен только с моим школьным аттестатом из Украины.  К счастью, дома лежал перевод аттестата, который делался ещё для штудиенколлега. Полный решимости, я наделал ксерокопий и понёс их в ратушу заверять.

Все копии документов, которые будут использоваться для поступления в ВУЗ, нужно заверять в любой государственной инстанции. В ратуше, как правило, дешевле всего, и географически она самая доступная, поэтому все студенты заверяют документы именно там.

Впрочем, вы ведь не надеетесь на то, что вот сейчас я заверю документы, разложу их по конвертам, отправлю и всё, конец истории? И правильно делаете, что не надеетесь: в ратуше на мои копии посмотрели и сказали, что они не могут это заверить — на последней странице украинский нотариус написал несколько строчек текста на украинском языке! А так как они не понимают, о чём в этих строчках идёт речь, то поставить под этим свой штамп они не могут. Нужно переводить по новой.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Халле — маленький, быстро пустеющий городок в меньше чем 300 тысяч населения. Где и как в нём можно найти переводчика с украинского языка за один день? Я уже собирался было ехать в Берлин, как вдруг переводчик нашёлся.

В Германии делать переводы дорого, поэтому я надеялся, что мне переведут только последнюю страницу и подошьют её к остальному тексту. Но и тут меня ждало разочарование —  переводчик сказал, что моя фамилия переведена не по правилам, поэтому он не может поставить под «этим» свою печать. Он предложил перевести всё заново в течение недели. Лишней недели у меня и близко не было, поэтому, немного поломавшись, переводчик согласился сделать «до понедельника» (на тот момент был вечер пятницы).

Перевод обошёлся в 75 евро (аттестат + вкладыш с оценками).

Всё ещё в надежде на то, что будут смотреть не на мой курс, а на мои оценки, я подавал бумаги не только на техническую специальность в институте Мюнхена, но также и на коммуникации в Гамбург, и на экономику в технический университет Мюнхена, и ещё куда-то ещё. В конечном итоге я разослал пять пакетов документов.

При заверении в ратуше должны спрашивать названия учебных заведений, которым документы предназначаются. После этого к каждой копии подкалывался ещё один листик с надписью «Предназначается для поступления в (название ВУЗа)». Заверение одного листа первой копии стоило 4 евро, каждой последующей — по одному. Таким образом, заверить пять пакетов бумаг стоило мне 60 с чем-то евро.

Я был крайне рад запечатать все пять конвертов, подписать их и отнести на почту, чтобы быстрее отослали. И только подъезжая к дому, я вспомнил, что я забыл обратить внимание на то, какие бумаги кому отправил. Например, в университет Мюнхена я мог положить бумаги для университета Гамбурга, и наоборот. Конечно я тут же поехал на почту, но было уже поздно — письма успели отчалить к адресатам.

Позвоним во все пять приёмных комиссий я выяснил, что ничего страшного в этом нет — главное, чтобы бумаги были заверены, а все эти ратушные писульки — одна сплошная глупость.

Собственно, на этом моё участие в поступлении можно было считать закрытым. С момента подачи документов до получения первых ответов должно было пройти не меньше двух месяцев.

Сидеть два летних месяца в Германии без дела было нерационально, поэтому я оставил ключи своей соседке, попросив проверять почтовый ящик хотя бы раз в неделю, и поехал домой, наслаждаться моими законными каникулами. Соседка скоро уехала, но, к моему счастью, в мою комнату месяцем позже заехала моя подруга из штудиенколлега, которая продолжала великую миссию проверять мой почтовый ящик раз в несколько дней в обмен на бесплатное проживание.

Первые ответы начали приходить примерно в конце июля. В то время я отдыхал на море в Коктебеле и отлично проводил время, загорая и купаясь. Летняя идиллия была нарушена смс от живущей в Халле девочки. Она писала, что от мюнхенского университета пришёл отказ.

На тот момент я уже понял, что сделал глупость, подавая документы на гуманитарные специальности: Гамбург отказал мне из-за неправильного аттестата, ЛМУ (университет Людвига-Максимильяна) даже не стал рассматривать мои документы, отправив меня в отдел по проверке аттестатов (Zeugnisannerkennungsstelle). В этом месте документы проверяются месяцами, а человеку, который заканчивал штудиенколлег, в этом месте вообще делать нечего. Такое произошло лишь потому, что я учился в Халле, а для ЛМУ принять студента из бывшей ГДР просто непозволительно.

Но почему мне отказал Мюнхенский технический университет, я не понимал. Несмотря на то, что документы подавались на экономическую специальность, но при заполнении анкеты спрашивались оценки по немецкому языку, математике и химии, с которыми у меня всё было отлично.

Пришлось покупать карточку укртелекома и звонить в приёмную комиссию Мюнхена прямо с таксофона возле рынка. Реакцию людей на человека в плавках, разговаривающего на повышенных тонах на немецком языке, трудно передать словами. Тем временем приёмная комиссия сообщила мне, что если в специальности есть слово «экономика» или любое его производное, то, что бы там у меня не спрашивали при заполнении анкеты, у меня должен быть аттестат о завершённом экономическом (W) курсе штудиенколлега. Ну, что поделаешь. C’est la vie.

Последней надеждой оставался только мюнхенский институт, от которого по-прежнему не было ответа. Совсем скоро нужно было лететь обратно в Германию, поступать хоть куда-нибудь и переезжать. Сидя в самолёте, я был, мягко говоря, не в самом лучшем расположении духа.

Приехав в Халле, первым делом я подготовил ещё два пакета бумаг для тех университетов, куда ещё оставалась возможность поступить, а именно — для университетов Штутгарта и Франкфурта. Ещё несколько недель прошло в томительном ожидании, как вдруг в почтовом ящике лежал конверт из Мюнхена. Разорвав конверт даже не отходя от ящика, я несколько раз перечитал письмо, не веря написанному. Ответ был положительным — меня приняли! Правда, с одним условием — я должен был представить справку от штудиенколлега о том, что мой аттестат предоставляет мне право учиться в любом ВУЗе Германии.

Здесь нужно отметить, что такая справка при поступлении в любой другой город не нужна. Просто Мюнхен — это Мюнхен, у них всё должно быть по-своему. Секретариат штудиенколлега ругался на «проклятых баварцев» на чём свет стоит, но справку выписал.

А дальше всё было совсем просто. Паковались вещи, сдавалась комната, на такси и автобусах ехалось в Мюнхен. Дальше было ззаселение во временное жильё, процедура имматрикуляции, во время которой мне ещё раз заметили, что с таким аттестатом обычно не берут в космонавты, но для меня сделают исключение. В этот же день мне выдали студенческий с фотографией и электронным чипом, который одновременно является и допуском в библиотеку, и карточкой для оплаты еды в столовой, и пропуском в компьютерные классы.

Что же, теперь я учусь в этом институте во втором семестре. Экзамены за первый семестр были сданы успешно, с полным возвратом налогов на обучение. Последняя трудность заключалась в том, чтобы здесь найти жильё, но это, как говорится, уже совсем другая история…

PS. Вот так и закончилась моя эпопея. Всем спасибо за внимание! Надеюсь, вы почерпнули для себя кое-что интересное и в будущем не станете допускать моих ошибок :-)

Рассылка от Штудирен

  • Интересные статьи и лучшие новости
  • Акции и специальные предложения
  • Никакого спама и возможность отписаться
Оставить комментарий

Комментарии к «Притча о том, как я в университет поступал. Эпизод III: Хэппи энд»

  1. LeGo 05.05.2012 в 16:08

    информативно! спасибо)

  2. Кактус 05.05.2012 в 20:04

    Просто обалденное описание!) Спасибо! По-доброму завидую, что ты уже прошел все эти волнительные бюрократические заморочки. Ожидание, правда, еще больше нервы выматывает..( Эх, сижу,жду…А еще на визу подавать скоро надо..(

  3. Сергей 09.05.2012 в 08:21

    Борис, было очень интересно прочитать и узнать эту интригующую историю!

  4. Karina 05.02.2013 в 16:21

    Здравствуйте, Борис.
    Во-первых, благодарю Вас за проделанную работу, с удовольствием читала Ваши статьи.
    Но после прочтения “что с таким аттестатом обычно не берут в космонавты”, хотелось бы спросить… С каким “таким”?
    Заранее благодарю за ответ.

    • Борис 19.03.2013 в 11:30

      Таким, как мне выдали. То есть с аттестатом, выданным в одной из восточных земель. Права отказывать они не имели, зато повыделовались.

  5. Дмитрий 09.06.2013 в 19:45

    Борис, насколько я понял, вы учитесь на экономике. Расскажите нравится ли вам изучать экономику и как вы выбирали на какой факультет поступать?

  6. Ирина 28.07.2013 в 11:29

    Борис, как я поняла, школьный аттестат тоже учитывается при поступлении после штудиенколлега в вуз. А какой средний балл был у Вас по шк.аттестату?

    • Борис 30.07.2013 в 12:11

      11 по украинской системе, т.е. примерно 1.2-1.5 по немецкой.

      • Ирина 30.07.2013 в 19:40

        Борис, спасибо за ответы. Еще несколько вопросов:
        1. После сдачи экзамена при поступлении в Ш.К. сколько времени до начала занятий? Нужно возвращаться домой? Или занятия начнутся через несколько дней после экзамена?
        2. В общагах есть WI-FI?
        3. После окончания учебы Вы планируете остаться в Европе?

        • Борис 01.08.2013 в 10:46

          1) Неделька. Никуда ехать не нужно.
          2) Только если вы купите роутер или найдёте бесплатный.

  7. Ирина 02.08.2013 в 11:57

    Борис, спасибо за ответы. У меня еще назрел вопрос. В России запись на собеседование в посольство осуществляется за три месяца. В общем, записываться надо заранее, когда еще нет на руках документов и не знаешь точную дату экзамена. Соответственно, собеседование должно быть не ранее, чем на руках будут все документы и в тоже время еще надо не опоздать к экзамену. Как это правильно рассчитать, учитывая, что аттестат я получу в конце июня? Что посоветуете? Если записываться на собеседование на 1 августа, это нормально или позже надо? Мне поступать только на след.год, но пытаюсь заранее все уточнить.

    • Борис 21.10.2013 в 09:25

      Начало августа должно подойти, я сам ходил в посольство где-то в этих числах.

  8. Ростислав 28.08.2013 в 15:04

    Так вы учитесь в этом http://www.fh-muenchen.de/ заведении?

  9. Евгений 23.10.2013 в 06:47

    Борис, здравствуйте, подскажите если не трудно, а какой средний возраст студентов в ВУЗах Германии? Просто интересно, не буду ли я в свои 27 выглядеть там слишком “старым2?:)) Заранее благодарю!

    • Борис 24.10.2013 в 10:07

      Здравствуйте, Евгений. Нет, не будете :) Средний возраст – 22-23 года, но “исключения” в возрасте 25+ на первом курсе встречаются сплошь и рядом.

  10. Марина 17.11.2013 в 18:08

    Здравствуйте, Борис! Весь вечер просидела на вашем сайте, нравится, что вы рассказываете о всех “подводных камнях”. Вот, собственно, собираюсь в в штудиенколлег после 1-ого курса в России. А после и до университета дело довести =)
    Вообще хочу обучаться на факультете экономической информатики. Думала на T-курс пойду, но после вашей истории и этих строк:
    “Тем временем приёмная комиссия сообщила мне, что если в специальности есть слово «экономика» или любое его производное, то, что бы там у меня не спрашивали при заполнении анкеты, у меня должен быть аттестат о завершённом экономическом (W) курсе штудиенколлега” у меня появились сомнения. Всегда считала экономическую информатику Т-курсом, а теперь, исходя из этих событий,-это W-курс?
    Вот я в России собираюсь отучиться на факультете “Информатики и вычислительной техники” курс, ибо факультет “Бизнес-информатика”(читай, экономическая) в нашем городе только платный, и тратить на это деньги я считаю нецелесообразным.
    Вот вопрос ещё, сам ли ты выбираешь на какой курс идти в штудиенколлег, или это зависит от того, на каком факультете ты учился у себя на родине?
    Смогу ли я поступить на W-курс, если факультет “Информатики и вычислительной техники” всяко относится к T-курсу? Как мне быть? Сейчас я учусь ещё в 10 классе, серебренная, а уж тем более золотая, медаль мне явно не светит =( (У нас, чтобы иметь оценку “5” по физике, нужно: (цитата)”Знать физику лучше, чем учитель”.) Так что меня явно ждёт курс учебы в России. Смогу ли я изучать экономическую информатику в Германии? Или же о слове “экономическая” можно забыть?

    • Борис 24.11.2013 в 17:50

      Ага, экономическая информатика — это W-курс. Выбор курса коллега зависит от «домашней» специальности. Можно выбирать только если поступаешь в штудиенколлег сразу после школы.

      Скорее всего с факультета «Информатики и вычислительной техники» на W-курс вам поступить не удастся. Возможно, будет иметь смысл начать обучение на более экономической специальности уже в отечественном вузе.

      • Марина 25.11.2013 в 16:14

        Сложная ситуация у меня вырисовывается…=(
        Ну, буду думать.
        Ещё вопросик: какие оценки будут рассматривать при поступлении в ВУЗ Германии после штудиенколлега? Оценки из аттестата или оценки за 1 курс обучения в России? Или они суммируются?

        • Борис 25.11.2013 в 18:05

          Они суммируются, поэтому важны и те, и другие.

          • Назар 07.12.2013 в 10:52

            В случае, если я поступаю в коллег после школы, то после окончания коллега будут суммироваться мои школьные оценки с оценками, полученные в коллеге?
            Я правильно понимаю?

            • Борис 10.12.2013 в 12:35

              Да, будет суммироваться средний балл школьного аттестата со средним баллом аттестата из штудиенколлега.

    • Ирина 02.12.2013 в 23:24

      Я тоже готовлюсь поступать на факультет Wirtschaftsinformatik. И меня как раз интересует курс W. И как самый приоритетный ВУЗ до недавнего времени рассматривала TUM. Но вот что я прочла на сайте самого мюнхенского штудиенколлега:
      “W-Kurs: Wirtschafts- und sozialwissenschaftliche Studiengänge
      Den W-Kurs muss besuchen, wer z.B. folgende Fächer studieren möchte:

      Betriebswirtschaftslehre Europäische Wirtschaft Finanz- und Wirtschaftsmathematik
      Rechtswissenschaft (auch G-Kurs) Sozialwissenschaft Soziologie
      Sportökonomie Volkswirtschaftslehre Wirtschaftsgeografie
      Wirtschaftsinformatik
      (an TU München nur T-Kurs)
      Wirtschaftsingenieurwesen
      (auch T-Kurs)
      Wirtschaftspädagogik
      Wirtschaftswissenschaft”.

      Таким образом видно, что для поступления на факультет экономической информатики именно в TUM нужно закончить T-курс. Для других ВУЗов Баварии для этого факультета нужен W-курс. Поэтому TUM, к сожалению, мне не подходит. Зато он как раз для Вас, Марина.

  11. Елена 22.11.2013 в 11:00

    Борис, добрый день! Слежу за Вашим блогом, очень интересно,с юмором, спасибо! Мой сын учится в 11 классе, Россия. Собирается учится в Германии в будущем, после 1 года обучения в русском ВУЗе, поступать в штудиенколег, т.к. медали нет. Выбирает между машиностроением или электротехникой. Думаем, что поедет в Мюнхен. Он по натуре больше практик, чем теоретик. Вопрос: на какой Вуз больше ориентироваться на Мюнхенский ТУ или же на тот, в котором учитесь Вы? Вам нравится учится в нем? Много ли практики? Очень ли трудно? ))) И насколько диплом этого института “котируется” у работодателей? Иным словом, легко ли потом найти работу? Надеюсь на ответ! Заранее спасибо )))

    • Борис 24.11.2013 в 17:44

      Здравствуйте, Елена.
      Если вашего сына интересуют инженерные специальности, то ему однозначно следует поступать в ТУМ. Диплом ТУМ престижнее и котируется во всём мире.

  12. Татьяна 27.10.2014 в 20:06

    Что посоветуете – идти в SK в Берлине или по возможности сразу в Мюнхен? И как считаете, что в плане образования лучше – восток или запад?

    • Борис 20.12.2014 в 02:09

      Смотря что вы ждёте от города и образования. Каждый вуз хорош в чём-то по-своему, всё зависит от того, что важно для вас.

      Между Мюнхеном и Берлином разница в том, что Мюнхен — спокойный и «стабильный» город, в то время как Берлин гораздо более интеркультурный и живой. Будь у меня шанс сделать выбор города ещё раз, я бы скорее всего выбрал Берлин, но это лично моё мнение.

  13. Ангелина 25.11.2014 в 18:25

    Здравствуйте, Борис!

    Благодарю за интереснейший рассказ о Вашем пути к немецкому граниту науки )) Один вопрос: Вы учитесь в HM платно? Или что подразумевается под “возвратом налогов на обучение”? Спасибо.

    • Борис 01.12.2014 в 11:13

      До недавнего времени в Баварии были налоги на обучение, которые иностранные студенты могли вернуть за отличную успеваемость. Налоги были отменены, информация на этот счёт уже не актуальна.

  14. Григорий 02.12.2014 в 16:05

    Здравствуйте Борис, подскажите распространяется ли на меня положение о том, что я могу поступать в штудиенколлег сразу после школы (окончив без медали), если я гражданин Украины, но школу заканчиваю в России.

    спасибо

    • Борис 20.12.2014 в 02:07

      Нет, к сожалению не распространяется. Играет роль не национальность, а страна, школу которой вы заканчиваете.

  15. Маша 03.02.2015 в 15:29

    а как перевести школьные оценки с украинских на немецкие?

  16. светлана 23.10.2015 в 12:09

    Можно ли после окончания школы в России поступить в штудиенколлег?

  17. Анастасия 17.05.2017 в 15:32

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, если нотариальный перевод сделан в Украине, но все написанное от нотариуса тоже переведено, то такие копии заверят в Ратхаусе и с уни ассист проблем не будет?

  18. Oleg 27.10.2017 в 07:12

    Всем день добрый

    Подумываю дeлать Мастера по Informatics.
    У TUM есть программа для работающих людей:
    Part time studies – Fakultät für Informatik der Technischen Universität München
    Не могу разобратся с ECTS.

    Может кто нибудь в курсе сколько учебных часов в неделю будет если брать:
    1. 30 ECTS в семестре (100%)
    2. 20 – 25 ECTS в семестре (66%)
    3. 15 – 20 ECTS в семестре (50%)

    Хочу совмещать учёбу с работой; работать буду 20 часов в неделю.
    Но не могу понять сколько времени на деле эти ECTS выходят.

    Заранее всем спасибо за помощь.

  19. sz 19.06.2023 в 23:28

    Здравствуйте, а можно ли поступать если в аттестате 4 и 3? Просто хочу уточнить

    • Борис 26.06.2023 в 09:25

      Поступить в штудиенколлег можно с любыми оценками в аттестате, в университет на многие специальности – тоже.


Оставить комментарий