15 мая 2011много комментариев

Городской транспорт в Германии

Те, кто решил побывать в Европе за пределами туристической программы, будут удивлены количеством обозначений и схем на остановках гор. транспорта. Испытав на своём опыте, как трудно новоприбывшему правильно сориентироваться на месте, я хочу поделиться особенностями национального транспорта с вами.

Факты

Вся Германия разбита на зоны городского транспорта, которые обслуживает та, или иная фирма. Каждая такая фирма имеет в, так сказать, «подчинении» множество тарифных зон, при чём одна зона чаще всего соответствует одному крупному населённому и его провинции. Когда несколько находящихся рядом фирм решают объединиться, возникает «Транспортный союз». В случае с, например, Халле и Лейпцигом, таким союзом является MDV.

Поэтому обычные билеты продаются по системе «один билет — одна зона» и действительны в пределах этой зоны для всех видов транспорта: метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов ближнего назначения. Если нужно доехать на каком-либо транспорте в другую зону, то надо покупать либо мульти-билет на несколько тарифных зон, либо, при переезде за границу первой зоны, выходить на ближайшей остановке, покупать ещё один билет и только тогда продолжать путешествие. Покупать мульти-билеты выгоднее, так как за них надо только один раз платить НДС и, как следствие, они стоят дешевле (и да, за счёт этого мы экономим бумагу, сохраняя тем самым окружающую среду).

Типы транспорта

В Германии есть абсолютно все типы транспорта, если брать страну в целом. Если рассматривать каждый город по отдельности, то

  • метро есть только в крупных городах
  • трамвайные линии — привилегия восточной Германии (бывшей ГДР) и Баварии
  • автобусы — повсеместно
  • троллейбусы почти изжили себя, сегодня города с троллейбусными соединениями можно пересчитать по пальцам одной руки

Билеты

Билеты можно купить в трёх местах:

  • в отделении транспортной фирмы, обслуживающей эту зону
  • в автоматах, которые стоят почти на каждой остановке (показывается на схеме линий специальным значком)
  • в автоматах внутри транспортного средства (в них оплата принимается только кредитной карточкой и есть они далеко не в каждой машине. В основном о наличии такого автомата говорит специальная наклейка на входной двери)

Автоматы, стоящие на улицах, выглядят следующим образом:

Автомат для покупки билетов

Платить в них можно как карточкой, так и наличными. В случае с последними надо быть осторожным: принимают автоматы почти любую купюру, но сдачу отдают исключительно мелочью! Поэтому больше 10 евро им давать крайне не рекомендую :-)

В первую неделю моей жизни в Германии я очень много переплачивал за билеты, поскольку не знал (и не у кого было выяснить), чем тот или иной билет отличается от остальных. Поэтому следующая часть будет интересна тем, кто не планирует постоянно ездить на машине. Остальные могут смело прокручивать страницу вплоть до следующего раздела.

Типы билетов

В автоматах можно купить:

  • Одноразовый билет. Эти билеты нужно активировать, пробив их в специальных автоматах (есть в каждом трамвае/автобусе). Автомат ставит дату и время на них, отсчёт времени начинается после активации. Если вы билет купили, но не пробили, то в случае контроля вас заставят платить штраф (40 евро с человека). Это же касается билетов на поезд старого образца
  • Билет на четверых. С этим билетом могут ездить либо четыре человека один раз в течении часа, либо один человек четыре раза. На каждый раз / каждого человека билет нужно пробивать с новой стороны.
  • Дневной билет. Ну тут всё понятно. Пробивать этот билет не нужно, он действует в одной зоне до четырёх часов утра следующего дня после покупки. Можно купить групповой дневной билет, которым может пользоваться пять человек.
  • Недельный билет. Действует на календарную неделю, до 4 утра понедельника следующей недели. Это значит, что если вы купите недельный билет в пятницу, то пользоваться им сможете только три дня, а не семь.
  • Месячный билет. Действует с полуночи первого дня текущего календарного месяца до 12:00 первого дня следующего. Более дешёвый вариант билета — билет «после 9:00», который по рабочим дням начинает действовать только после девяти часов утра.
  • Билет на год. Название говорит само за себя. Стоит билет очень дорого даже по немецким меркам. Для ориентировки: его цена в Халле составляет 450 евро. В определённые часы билет позволяет бесплатно провезти с собой либо одного взрослого, либо трёх детей, либо собаку.

Почти все вышеуказанные билеты делятся на три категории:

  • Билет на одну зону. Действует на весь вид транспорта в течении одного часа для одного человека.
  • Билет на короткую дистанцию. Действует на четыре следующих остановки в случае трамвая/автобуса ИЛИ на четыре километра в случае поезда, при чём проехать с ним можно только до следующей остановки, вне зависимости от того, отдалена ли она на четыре или два километра.
  • Детский билет. Дети дошкольного возраста ездят бесплатно. Школьники до тринадцати лет платят немного меньше, чем взрослые.

В офисе транспортной фирмы также можно заказать абонемент (на условиях месячного билета, только немного дешевле) или студенческий билет (на 6 месяцев). Последний крайне выгоден: он стоит так же, как 2 билета на месяц для взрослого человека.

Остановки

Многие остановки в Германии, особенно в восточной части, ужасно продуманы. Крайний случай — застеклённая задняя сторона, боковые стенки отсутствуют (для ощущения всей прелести германского ветра), а сиденья сделаны из железа, что делает их абсолютно бесполезными в холодное время года. Следующая модификация таких остановок — остановки с большими зазорами между боковыми и задней стенками, для образования сильного ветра, направленного на сиденья.

Однако есть и идеальные остановки, с немного покатым навесом (чтобы скатывалась дождевая вода), с пластиковыми сидениями и герметичными стенками, открытыми только с одной стороны.

Остановка в Корнбурге

Почти возле каждой остановки стоит электронное табло, где показывается какая линия транспорта подъедет следующей, через сколько это произойдёт и какая у этой линии конечная остановка.

Информационное табло на остановке

Но нас с вами интересует множество информационных вывесок, висящих либо на отдельных столбах (как на картинке выше), либо под стеклом на специальном стенде возле рекламы.

Вывески

Схема транспортных линий в г. Халле

Так выглядит схема дневных трамвайных и автобусных линий города Халле. Обычно рядом висит схема с другой цветовой гаммой, где показаны, какие линии ходят в ночное время. На схеме показывается номер зоны данного города, светло-жёлтым цветом выделены соседние зоны, а серым показаны остановки, в которых действуют 2 и более тарифных планов. Это значит, что если для этой зоны не нужно покупать никакого мульти-билета. Автобусные линии показаны пунктиром, трамвайные — сплошной. Человечек на оранжевом фоне значит, что в этом месте идут строительные работы и транспорт вынужден на некоторое время двигаться обходным путём.

Для каждого маршрута на отдельно взятой остановке висит листок такого вида:

В нашем случае, трамвайная линия 94 — ночная линия, поэтому она ходит только между девятнадцатью и тремя часами с понедельника по пятницу. Первая колонка — часы. Цифры во второй и третьей колонках показывают, соответственно, минуты. Расписание будних дней всегда отличается от расписания выходных, многие маршруты по субботам и особенно по воскресеньям не ходят в принципе. Буквы возле могут указывать, что в это время трамвай:

  • ходит даже на сильвестр (Новый год)
  • на сильвестр не ходит
  • ходит даже по праздникам
  • будет старого образца, т. е. со ступеньками (важная информация для людей на инвалидных колясках, матерей с малышами, пожилых людей)

Остановка, на которой мы стоим, обведена кружком, цифры возле каждого кружка указывают на время пути до следующей остановки в минутах (считая от текущей). Чёрные кружки значат, что это количество остановок можно проехать со специальным билетом на короткое расстояние. Для остальных вам потребуется «одноразовый» билет.

Ещё на остановках может висеть схема тарифных зон, которые закреплены за данным объединением, но практической пользы от этой схемы для путешествующего нет.

Лирика

Лично я пользуюсь всеми формами транспорта, которыми мне позволяет пользоваться мой семестровый билет. За это время мне стало понятно несколько вещей: во-первых, мыть стёкла в городском транспорте, вопреки убеждениям отечественных коллег, не сложно. Доказано немцами. Во-вторых, инвалиды и дети — тоже люди, для них даже серию трамваев с низкой посадкой выпустить не западло. Говоря за инвалидов, я впервые в жизни увидел нечто подобное: в Берлине автобусы, останавливаясь, опускают подвеску со стороны остановки, таким образом наклоняясь одним боком к земле, чтобы коляскам и их владельцам было легче подниматься.

И таких примеров множество. Например, кнопки открытия дверей для детей, находящиеся немногим ниже кнопки для взрослых, чтобы дети не чувствовали себя ущемлёнными в правах открыть дверь самостоятельно. Или объявления о находящихся в окрестности достопримечательностей перед каждой остановкой, которые в крупных городах произносятся сразу на нескольких языках. Сиденья в транспорте обиты мягкой и, самое главное, чистой тканью, на которую приятно садиться. В каждом трамвае-автобусе-метро ведётся видео наблюдение через несколько камер, расположенных на выходе, поэтому ущерб, наносимый вандалами и быдлом, минимален.

В заключение разбавлю бочку мёда единственным замеченным мною минусом: расписание маршрутов оставляет желать лучшего. На выходных перемещаться практически невозможно, особенно если маршрут с пересадками. Возможно поэтому у каждого немца в арсенале если не машина, то велосипед, а чаще и то, и другое.

Обновление от 17.05. Как совершенно верно заметил Sergej Kukujzev, в случае с автобусами, билеты можно купить непосресдтвенно у водителя. В этом случае вам сообщат стоимость билета сразу после того, как вы назовёте конечную точку своего маршрута.

Оставить комментарий

Комментарии к «Городской транспорт в Германии»

  1. temush 16.05.2011 в 23:08

    информативная статья, спасибо

    только вот это предложение «Многие остановки в Германии, особенно в восточной части, ужасно продуманы.» перечитал пару раз, пока не понял, что это не ирония :)

  2. Борис 17.05.2011 в 10:01

    К сожалению, это не такая уже и ирония :-)
    Каждая вторая остановка (по крайней мере в тех городах, где я успел побывать) сделана абсолютно непрактично

  3. temush 19.05.2011 в 23:14

    C другой стороны, в России иногда бывает хорошо уже то, что остановка вообще есть :)

  4. Борис 20.05.2011 в 20:13

    это точно)

  5. Геннадий 28.12.2012 в 09:22

    если бы еще были фото билетов, было бы сказочно

    • Борис 14.01.2013 в 14:21

      Согласен. Однако отсканировать все виды билетов в Германии не представляется мне возможным.

  6. Анита 23.09.2013 в 11:47

    Привет,Борис.
    Я наконец-то получила заветный Цуласунг от LMU München. Все вроде бы ничего, но у меня есть один вопрос по Семестертикет. Написано,что 59 Евро — это какой-то Solidarbeitrag, который обязателен для всех, и еще 141 Евро — IsarCard. Потом еще написано,что он действителен для метро,автобусы и т.д. и «Freigegebene Regionalzüge». Что это все значит?
    Спасибо.

    • Борис 21.10.2013 в 09:14

      Привет, Анита. Я тебя поздравляю :)
      59 евро — это чтобы можно было ездить с 18 вечера до 6 утра (по выходным — круглосуточно), а 141 — это чтобы можно было ездить по-настоящему, то есть без временных ограничений даже по будним дням.

  7. Karen 26.03.2014 в 09:34

    Здравствуйте,
    подскажите пожалуйста (для тех, кто в танке)для студентов проезд бесплатен на любом транспорте, в любое время, на территории одной земли- к примеру из Штутгарта в Тюбинген (Баден-Вюртемберг )? И сколько в среднем за семестр обходится проездной ?
    Заранее большое спасибо !

    • Борис 04.04.2014 в 13:10

      Нет, проезд не бесплатен нигде. Есть льготы, например, семестровый проездной стоит дешевле, чем обычные. Средняя цена семестрового проездного по Германии — около 100 евро.

  8. Karen 28.03.2014 в 09:56

    p.s. можно ли с Вами связаться по эл.почте ? Хотелось бы спросить 5-6 вопросов вне представленных статей.

    • Борис 04.04.2014 в 13:10

      Да, можно.

      • Оксана 08.12.2014 в 18:20

        Добрый день!
        Даже прочитав Ваше доступное объяснение по-поводу билетов в Германии, всё равно мучают вопросы или вернее нужны уточнения.
        Вот например, я не совсем понимаю принцип действия 4-Fahrtenkarte.
        Тоесть мы в двоём можем поехать на эти 4 остановки и потоп после прогулки по оставшимся 2 билетам вернутсья? Или эти 4 билета надо как-бы использовать сразу? Между поездками может быть временной интервал?
        И ещё, в Лейпциге нашла что можно купить проездной на целый день сразу для 2 персон. А что значит: Es kann keine weitere Person mitfahren? Если это персонализированный билет, то его надо заранее заказивать?
        Заранее спасибо!

        • Борис 09.12.2014 в 10:58

          1) Сразу 4 билета использовать не надо, вы можете использовать их по мере необходимости, причем в течение срока действия одного билета вы можете делать сколько угодно пересадок и пауз.
          2) Это значит, что больше двух человек по билету на двух человек ездить никто не сможет. В некоторых городах по таким билетам можно брать ещё детей, поэтому в Лейпциге этот момент уточнили заранее.


Оставить комментарий

Получить ответ быстрее